Мы сидели с Андреем в «Лидо», решив пообедать между очередными магазинами строительных товаров. До путешествия в Латвию я думала, что «Лидо», это кабаре в Париже, но оказалось, что так же называется сеть кафе-ресторанов в Риге. Готовят там, к слову сказать, очень достойно, так что если надо быстро, вкусно и недорого перекусить, то это – лучший вариант.

- Слушайте, Марина, квартиры это, конечно, здорово, но у меня есть другие мысли... – голос Андрея отвлек меня от гастрономических размышлений.
- О чем эти мысли? – поинтересовалась я, с трудом отрываясь от чашки с солянкой.
- О земле. Сейчас достаточно удачное время, чтобы покупать земельные участки.
- Я с трудом себе представляю вашу схему передачи прав собственности на землю, - борьба между желанием доесть солянку и обсудить интересную тему была титанической. Отставив в сторону еду, я приготовилась слушать своего собеседника.

- Если в общих чертах, то схема такая: сейчас земля находится в собственности у органов местного самоуправления, и чтобы ее купить в пользу частного лица или компании, нужно договариваться с представителями этих органов. И тут очень зависит, с кем именно разговаривать. Кто-то в принципе отказывается продавать, а кто-то может и согласиться.
- И что? Мы будем просто спекулировать земельными участками? – я вскинула брови в праведном возмущении.
- Ну, если кто-то очень захочет купить, то почему надо отказываться? – возразил Андрей. – Вообще, я думал о том, чтобы строить на этих участках дома на заказ. Ведь это намного дешевле, чем в Москве!
- Насколько?

Легко сказать, «дешевле, чем в Москве»! По-моему, дороже, чем в Москве будет только в Токио и Нью-Йорке. Насчет Лондона не уверена, но, возможно, и там тоже. Но ведь почему-то люди стремятся жить именно там, где дорого! Так что нужно конкретно понять, что в Латвии «дешевле чем в Москве», и при этом удобнее, экономичнее, безопаснее. Престижнее, в конце концов!

Андрей задумался.
- Трудно сказать однозначно, зависит от того, какой именно дом строить. Я могу построить дом примерно в два раза дешевле, чем аналогичный в Подмосковье. И, подумайте сами, два часа на дорогу и… Вы уже в своем доме в Латвии!
- Через два часа не получится, у нас до аэропорта ехать, минимум, полтора, - поспешила я снизить энтузиазм собеседника.
- Хорошо, давайте не будем считать аэропорт. От аэропорта до дверей дома два часа. Если что, то в рижском аэропорту дешевая парковка, там можно оставить машину.
- Это если машина в Латвии, так? – уточнила я.
- Да. Если приезжать, например, каждые две недели, или каждый месяц, то можно одну машину и в Латвии держать.
- Прекрасно, можно одну машину на две или три семьи держать в Латвии. Согласна, что тогда это может быть интересно.

Периодически мы возвращались к разговору о домах и земле, и, в один день, когда погода была особенно хорошая, Андрей предложил съездить посмотреть дом своих знакомых в семидесяти километрах от Риги.
- Почему-то всех сразу интересуют дома в Юрмале. Я понимаю, почему - раскрученное место, но там неоправданно дорого! Куда дешевле купить дом, скажем, в двадцати километрах от той же Юрмалы. Пятнадцать минут на машине и вы там, если хочется тусоваться. А если отъехать еще на двадцать километров, то там будут еще более интересные условия.
- У меня родители, когда были здесь, смотрели таунхаусы или как вы их здесь называете «рядные дома» рядом с Кишезерс, это километров десять от Риги.
- А, ерунда! – Андрей махнул пренебрежительно рукой. – Знаю я этот поселок. Хотите, проедем, вы сами глянете. Типовые дома, стоящие в каком-то странном порядке. Да и вообще, зачем строить рядный дом, если можно построить свой собственный? Еще и с участком гектара в два-три.

«Латышкое счастье» жизни в отдельном частном доме, видимо, не обошло своим вниманием и моего собеседника. Я же продолжала тянуть его в «русскую» сторону.
- А если кто-то захочет жить в одном доме с друзьями? Ведь можно же построить один дом и разделить его на четыре части. И у каждой семьи будет свой большой участок, но жить им будет не так одиноко. Мы же своеобразная нация, врозь нам скучно, вместе нам тесно. Мне кажется, что дом на две-три, ну, в крайнем случае, на четыре семьи – очень хороший вариант.

Андрей прелести моего предложения не оценил.
- Зачем в одном доме жить с друзьями? Можно ведь построить отдельный дом для каждой семьи. И будет видно, что кто-то есть в соседнем доме, уже не так одиноко, если Вы одиночества боитесь. Но никто не будет видеть, в каких именно трусах Вы вышли в свой огород и слышать, что именно Вы сказали своей свекрови.
- А на какие участки имеет смысл делить землю?
- Лучше всего три-четыре гектара, во всяком случае не больше этого. За землей ведь надо ухаживать, она зарастает очень быстро кустами и деревьями. И следить за десятью гектарами будет несравнимо сложнее, а особенной выгоды в таких площадях я не вижу.

Я задумалась и замолчала. Увы, но я привыкла к тому, что оставить дом без присмотра в России уже давно нельзя. Обязательно кто-нибудь заберется, обязательно что-нибудь украдет, и это в лучшем случае. Обязательно надо ставить забор высотой в два метра, обнесенной колючей проволокой. А ведь три гектара земли забором не окружишь. Скорее всего, здесь просто маленькие колышки вбиты метра через три друг от друга, обозначающие границы участков.

В свое время я была потрясена тем, что переезжая в очередной раз границу Белоруссии и Латвии глубокой ночью, я получила предупреждение от латышских пограничников о том, что на дороге лоси.
- Мадам, Вас может кто-нибудь встретить? – поинтересовался пожилой сержант.
- Нет, мои друзья в Риге, они не смогут приехать сюда быстро. А что такое? В чем опасность?
- Сейчас туман, видимость метров пять, не больше, а дорога идет через лес, и там три лосиные тропы есть. Вы не увидите лося в такую погоду, а они – наглые, они машин не боятся. Встанет на дороге и стоит. Может быть, вы посидите в кафе, отдохнете до утра?

Растроганная предупреждением сержанта, я проигнорировала его совет. Воевать с лосем мне, конечно, не хотелось, потому что я понимала, что силы неравны. Что ему моя BMW? Сомнет в пять секунд. Но сидеть и ждать рассвета в кафе тоже сил не было, поэтому я выждала момента, когда границу переехала грузовая фура и пристроилась ей в кильватер, внимательно следя за стоп-сигналами. Если что, то увидев, что фура тормозит, я тоже успею сбавить скорость. В самом крайнем случае фура лося просто собьет. Жаль, конечно, но раз тут такие джунгли развелись, то другого выхода нет. Хотя, в сущности, какое же это давно забытое счастье, когда можно бояться лосей, а не людей!

16 мая 2011 г.

<< Предыдущая статья

 

Следующая статья >>

Все материалы сайта принадлежат SIA NEKS и
торговой марке ® Latzeme.su

Web-design: Maírin; copyright © 2011-2016