История Латвии драматична с самого ее начала.

Символ судьбы этой страны прекрасная река Даугава, полноводная и судоходная на всем ее протяжении испокон веков. Так случилось в силу природных условий, что Даугава начинается а Валдайской возвышенности и впадает в Балтийское море, а это означает, что от начала времен она была самым удобным путем, соединявшим европейские королевства со славянскими княжествами. И за контроль над этим торговым путем, за право брать или не брать пошлину за провоз товаров по ней, бились те, кто считал себя достаточно сильным для такой битвы.

К XII веку территорию, на которой проживали балтийские народы, ставшие впоследствии латышами, захватили немецкие крестоносцы. Они основали город Ригу, блистательную жемчужину Балтики, и превратились в первых помещиков. Беда балтов заключалось в том, что к началу вторжения крестоносцев они не успели еще создать сильное государство, способное дать серьезный отпор. Немецкое дворянство, получившее впоследствии название «остейцы», разумеется, нещадно эксплуатировало местное население, как и положено всем землевладельцам, которые сами на земле не работают.

Ситуация для балтов усугублялась тем, что остейцы затормозили развитие как местного языка, так и этнической культуры. Продолжая говорить на своем языке, они не учили местные наречия и препятствовали тому, чтобы коренное население могло выучить немецкий. Как цинично написал в одном источнике один из немецких священников, «чтобы латыши не узнали о том, что когда-то именно они были хозяевами на этой земле». Латыши, которым удавалось получить образование, многие века оставались единичными прецедентами, ничего не меняющими в общей картине жизни нации.

Лишь к XIX веку ситуация сложилась так, что среди студентов Тартусского Университета стали появляться латыши. К пятидесятым годам XIX века их насчитывалось около тридцати человек. В тех статьях, которые я читала, было написано «целых 30 человек», и одно это уже говорит о том, насколько положение местного населения было сложным.

Зарождение и становление класса буржуазии мало изменило укоренившуюся тенденцию недопущения латышей ни к чему, кроме самого низкоквалифицированого труда. Остейцами, за которыми Россия оставила возможность быть правящей элитой после вхождения территории нынешней Латвии в состав Российской империи, была создана целая система ограничений и запретов. Коренное население не имело право вступать в ремесленные цеха, не имело право заниматься торговлей, не имело возможности участвовать в управлении городами.

Латвийские историки часто настаивают на том, чтобы история страны изучалась не совокупно, а согласно историческому территориальному делению. Нынешняя Латвия состоит из четырех частей, действительно, несколько различных по своей судьбе.

Латгалия – восточная часть, даже обладает и по сей день отличным от основного языка диалектом. Отличным до такой степени, что всерьез ведутся разговоры о том, чтобы считать латгальский диалект отдельной языковой ветвью. Курземе – западная часть морского побережья, действительно, долгое время существовало в статусе герцогства Курляндского. Земгале – южная часть территории, граничащая с современной Литвой, и Видземе – центральная часть страны, тоже в разные времена обладали статусом отдельных герцогств.

Так или иначе, но к середине пятидесятых годов XIX века среди студентов-латышей, обучающихся в Тартусском Университете, сложилась группа единомышленников, всерьез озаботившихся подъемом национального сознания коренного населения Латвии. Эта группа подвижников национального движения пробуждения восхищает меня своей смелостью и преданностью Родине.

Возможно, чуть позже, я сделаю блок статей, в котором подробнее расскажу о каждом из них. Сейчас же, на мой взгляд, важно понимание самого факта того, что вопрос о национальном сознании, национальном языке и национальной культуре возник только к середине XIX века. Лишь к этому времени на латышский язык были переведены некоторые классические литературные источники: древнеримские и древнегреческие стихи, произведения немецких и русских писателей. Автор данных переводов боролся с укоренившимся представлением о том, что латышский язык – язык грубых и примитивных крестьян, непригодный для высокой поэзии.

Другой участник движения национального пробуждения активно содействовал созданию мореходных школ, в которых могли обучаться латыши. Доходы от мореплавания в те времена значительно превосходили доходы от земледелия, что дало возможность многим представителям коренного населения обрести материальное благополучие. Через короткое время латышских капитанов можно было встретить на судах самых разных стран, что свидетельствует о высоком качестве обучения в организованных учебных заведениях.

В 1868 году на благотворительном вечере, организованном молодой латышской интеллигенцией для сбора средств в пользу пострадавших от неурожая, состоялось первое театральное представление на латышском языке. С тех пор 22 апреля, день, когда это представление состоялось, считается днем рождения национального театра. В этой связи можно только с грустью вспомнить дату рождения Уильяма Шекспира, который хоть и является выдающимся драматургом, оказавшим влияние не только на английский театр, но и на всю мировую поэзию и драматургию, но не считается основоположником национальной театральной традиции. 

   

Следующая статья >>

Все материалы сайта принадлежат SIA NEKS и
торговой марке ® Latzeme.su

Web-design: Maírin; copyright © 2011-2016